Гуш-Дан - это городская часть, в которую входят как Тель-Авив, так и Центральные районы Израиля и весь Тель-Авивский столичный район, который в нынешних официальных обозначениях включает небольшую часть Южного округа. Этот район расположен вдоль израильского побережья Средиземного моря. Агломерация «Гуш Дан» является крупнейшим городским и столичным районом в Израиле, областью с населением 3 713 200 человек, из которых 95% составляют израильские евреи. В нем проживает около 45% населения Израиля.
Согласно оценке на 2006 год, агломерация Гуш-Дан — крупнейшее еврейское поселение в мире. Нью-Йорк занимает второе место.
Регион Дан, или Гуш-Дан, как его называют на иврите, является пульсирующим центром страны, мегаполисом в центре израильского бизнеса и культуры.
Регион состоит из соседних городов, которые окружают Тель-Авив. Как правило, границы региона начинаются с Герцлии на севере вокруг Петах-Тиквы на востоке и Ришон-Летион на юге. Но многие утверждают, что регион должен также включать Рош-а'аин на востоке и Реховот на юге, что делает его самой густонаселенной частью страны.
В этой части Израиля никогда не бывает скучного момента. Это развлекательная столица Израиля и центр для бизнеса и шоппинга, многочисленные кафе, бары, музеи и театры, а также удивительные пляжи, яркие фестивали и многие исторические и археологические объекты, представляющие интерес для туристов.
Деление агломерации
Гуш-Дан делят на ядро и два основных кольца, которые представляют собой единую непрерывную городскую застройку.
Ядро включает следующие города и поселения: Тель-Авив — Яффо, Бат-Ям, Холон, Рамат-Ган, Гиватаим, Бней-Брак, Азор.
К внутреннему кольцу относятся города: Петах-Тиква, Герцлия, Рамат-ха-Шарон, Ход-ха-Шарон, Кфар-Саба, Раанана, Ришон-ле-Цион, Кирьят-Оно и большое число местных советов.
К внешнему кольцу относятся города: Ор-Йехуда, Йехуд, Нес-Циона, Реховот, Рамла, Лод.
К ближайшим пригородам Гуш-Дана относятся: Рош-ха-Аин, Шохам, Явне, Кфар-Касем, а также большое число небольших поселений (например, Бней-Цион, Эльад, Гедера).
История
Название Гуш-Дан (Gush Dan) означает «Dan Bloc» и названо так потому, что этот район был территорией племени Дана в древнем Царстве Израиль. Согласно библейскому повествованию, племя первоначально пыталось поселиться в центральной прибрежной зоне Ханаана, но из-за вражды с филистимлянами, которые уже обосновались там, они стали лагерем в горах, выходящих на долину Сорек. Место в лагере стало известно как Махане Дан («Лагеря Дан»). Регион, в который они пытались поселиться, включал район, расположенный к северу от Йоппы и на юг, по сравнению с Шефелой в районе Тимны. В результате давления со стороны филистимлян племя отказалось от надежды поселиться у центрального побережья, переместившись на север страны. После завоевания Лаиша, племя обрело его как столицу и переименовало в Дана. В память о первоначальных присвоениях территории этот прибрежный район упоминается как Гуш Дан.
Современный город Тель-Авив был основан в 1909 году как пригород арабского большинства прибрежного города Яффо. Город быстро рос в последующие десятилетия благодаря еврейской иммиграции из Европы с населением, достигающим 150 000 в 1934 году, и 230 000 14 лет спустя, когда Израиль обрел независимость. До создания государства были созданы и другие города в Гуш-Дане, такие как Петах-Тиква в 1878 году, Ришон-Ле-Цион в 1882 году, Несс-Зиона в 1883 году, Реховот в 1890 году, и большинство других городов Гуш-Дан было основано до 1948 года.
В 1947 году еврейское население Гуш-Дана составляло почти 400 000 человек, в том числе большинство еврейского населения Мандата Палестины. Таким образом, почти все это было включено в еврейское государство, предложенное Планом Организации Объединенных Наций по разделению палестинцев 1947 года. После арабо-израильской войны 1948 года арабское население региона, которое составляло почти 150 000 человек до войны, сократилось примерно до 10 000 человек. Они были быстро заменены большим количеством евреев, бежавших от послевоенной Европы и преследований в арабских странах. Однако в это время в Тель-Авив приехали многие новые иммигранты. В 1950-х годах города были построены на краю Гуш-Дана, включая Ашдод, Рош Ха-Аин и Явне. Единственный порт страны в то время находился в северном городе Хайфа и его развивающейся столичной области, что делает этот город по меньшей мере столь же важным, как Тель-Авив. В то же время новое правительство пыталось рассеять нацию на периферию, препятствуя поселению в уже населенном Гуш-Дане. Это замедлило рост Гуш-Дана, но в течение 20 лет с момента создания государства площадь еще более чем удвоилась. Открытие порта Ашдод в южной части региона также увеличило важность этого района, а важность Хайфы уменьшилась, а Тель-Авив увеличился благодаря своей близости. Сам Тель-Авив стал свидетелем снижения численности населения в 1970-х годах и 80-х годов с внешними регионами Гуш-Дан с более низкой стоимостью жизни, поглощающей многих людей, покинувших Тель-Авив. Только в 1990-х годах, когда иммиграция более 1 миллиона евреев из бывших советских республик, 40 000 эфиопских евреев и многие другие в Израиль, а также бум религиозного населения, Тель-Авив начал расти снова. Спрос на жилье резко возрос, с такими новыми городами, как Модиин и Эльдад более чем удвоилось в населении, с 83 000 в 1990 году до 175 000 в 2000 году. В 2000-х годах площадь продолжала расти, привлекая многих иммигрантов из столичной области Хайфы. В 2010 году в Гуш-Дэне проживало 3 200 000 человек и с тех пор он является коммерческим, экономическим, культурным и промышленным центром Израиля. Несмотря на некоторые успехи в продолжающихся попытках израильского правительства поощрять миграцию в Галилею и Негев, Гуш-Дан сохраняет свою позицию как сердце Государства Израиль.
Транспорт Гуш-Дан
Компания Dan Bus в основном сосредоточена на обслуживании региона, хотя ее заменяет компания Kavim во многих городах Гуш-Дан. Значительная часть национальной сети автомагистралей Израиля поступает в этот район, например, на шоссе 1, шоссе 2, шоссе 4 и шоссе 5. Гуш-Дан также обслуживается местной автомагистралью Аялон.
Израильские железные дороги, принадлежащие государству, национальный поставщик железнодорожных сетей, также питают большую часть трафика в регион Гуш-Дан или внутри него. Тель-Авивская легкая железная дорога, которая в настоящее время строится, также станет важной особенностью в будущих перевозках в регионах, а также скоростной сервис в Иерусалим.
Два аэропорта расположены в Гуш-Дане; Аэропорт Сде Дов, расположенный в Тель-Авиве, который принимает в среднем 700 000 пассажирских движений в год, расположен к северу от реки Яркон, принимает рейсы в Рош-Пину и Хайфу на севере, а также в Эйн-Яхав, международный аэропорт Овды и Эйлат на юге, а также на соседний Кипр, Родос в Греции и Акабу в Иордании. Между тем, международный аэропорт Бен-Гурион в Лоде, который является крупнейшим аэропортом Израиля, обслуживает более 12 миллионов пассажиров в год и предлагает рейсы в пункты назначения в Европе, Африке, Азии и Америке.