Едва ли не больше шести десятилетий оставался Иерусалим в разрушенном облике. И кто знает, какая судьба ожидала бы это место, не появись здесь император Тит, чьё решение разрушить Храм до основания в 70-м году нашей эры послужило толчком и мотивацией для знаменитого Десятого легиона. Они до последнего сохраняли верность и преданность своему правителю, не решились ему воспротивиться и в этот раз, превратив некогда цветущий Иерусалим в руины. Место, которое должно было стать живым напоминанием о минувших временах счастья и благополучия. Разве что остались в целости две башни и западная часть обводной стены в память о величественности и неприступности города.
Легион X «Фретензис» Охраняющий пролив легион (Legio X Fretensis Antoniniana Pia Fidelis) — римский легион, сформированный Октавианом в 41 или 40 году до нашей эры. Последние упоминания относятся к 410 году. Символы легиона — бык, боевой корабль, кабан, Нептун, дельфин. В 66 году подразделение легиона участвует в подавлении восстания в Иерусалиме.
История руин Града Иудейского
Лишь по прошествии нескольких десятков лет по разрушенному и опустевшему месту ступила нога человека. Император Адриан, посетивший руины Иудейского града в 130 году нашей эры, наблюдал уничтоженный вплоть до основания город. Считается, что развалины храма привлекли к себе и рабби Акива, которого встретило множество лисиц, руины стали для животных домом, в то время как люди в панике бежали. Что касается исторических записей, то Талмудом был упомянут лагерь Десятого римского легиона, остановившийся поблизости. И совсем недавно вблизи от Шхемских ворот исследователи наткнулись на камень, оставленный в память о походе. Надпись на нём гласила следующее: «Отцу нации, императору, трибуну и консулу». Это иной раз доказывает, как относились к своему правителю военные. Едва ли не единственные во всем государстве.
Франческо Хайес, «Разрушение Иерусалимского храма», 1867 год, 183 x 252 см, Холст, масло, Венеция. Галерея современного искусства.
Не прошло и нескольких веков, как император Адриан издал приказ о строительстве на разрушенном месте нового города, назвать который следовало именем правителя. В свою очередь на месте Иерусалимского Храма было решено возвести святилище в честь Юпитера. Существует мнение, что первоначально император собирался дать разрешение еврейскому народу отстроить Храм, но антисемитское окружение настояло на обратном.
Масштабы разрушения Иерусалима - версии и факты
Но действительно ли Иерусалим всё это время выглядел разрушенным и нелюдимым местом? Доказательства учёных опровергают исторические документы и вызывают сомнения в имеющиеся фактах. Первоначально стоит обратиться к трудам Евсевия Кесарийского, который на своих страницах озвучивает список из пятнадцати епископов, правившие на территории Иерусалима вплоть до восстания Бар-Кохбы в 135 году. Сложно поверить, что представители Церкви жили на развалинах Иерусалима. В то же время свидетельства Талмуда неоднократно намекают на нетронутость жертвенника, простоявшего на своем месте, как минимум до событий вышеупомянутого восстания. На это указывает и записи Цви-Гирш Хайес, который объединил доказательства и приоткрыл завесу над личностью Рабана Гамлиэль, исполнявший на тот момент роль лидера евреев, посещал руины Града Иудейского и приносил на его территории пасхальную жертву. Совершить это действие возможно было только при наличии жертвенника, отсутствие которого могло поставить крест на задуманном.
В то же время христианским историком Евсевием Кесарийским была установлена обратная связь между двумя вышеупомянутыми событиями. По его мнению, строительство Элии Капитолины стало не причиной, а наоборот, следствием событий восстания.
И только нахождение в 1997 году еврейского клада, спрятанного в пещере ущелья Михмас, решил длящиеся разногласия между исследователями. Дело в том, что среди драгоценностей находились и монеты с надписью «Элии Капитолины». А значит, решение о строительстве нового города было принято задолго до событий восстания. Уже вовсю чеканились монеты нового образца, а решение императора постепенно реализовывали в жизнь. Строительство не стало последствием, но явило собой провокацию восстания Бар-Кохбы.
Продолжительный промежуток времени одно название города сменялось другим. В конце концов евреи приняли решение убрать из официального и повседневного обихода названия, связанное с именем римского императора. С того времени стало принято использовать арабское название Байт аль-Мукдас или, как можно услышать, Святой город. Иерусалим, Град Иудейский.